«Мы научились решать разные жизненные проблемы»: участники реабилитационной программы «Русского Дома» поделились впечатлениями от занятий 2022 года

23 декабря, 2022

Провожая 2022 год и готовясь к 2023 году, мы вместе с ребятами-участниками реабилитационной программы «Русского Дома» решили подвести итоги различных занятий, которые проходили в течение этих месяцев. На занятиях они учились развивать аналитическое и образное мышление, эмоциональный интеллект, научиться принимать решения, находить выходы из сложных ситуаций на практике, мыслить и действовать осознанно.

Мы решили, что само ценное – это личные впечатления участников, а также членов команды «Русского Дома», и сегодня они перед вами. Думается, такие интересные оценки и выводы, анализ и эмоциональные отклики самих ребят и есть самая важная оценка работы «Русского Дома».

Итак.

Метафорические ассоциативные карты — задача курса была помочь развитию образного мышления, проанализировать свои мысли и поступки через ассоциативные картины.

Андрей: В этих занятиях многое зависит от вопросов ведущего: в какую сторону он поведет рассуждения, размышления. Анализируя карты, мы думаем, как это соотносится с нашим внутренним миром, нашим пониманием себя, чем и как откликается эта картинка, какие мысли и настроения вызывает. Мы учились формулировать свои мысли, эмоции. Еще мы развивали навыки общения, ведь мы делились своими чувствами в присутствии друг друга. Это помогало не бояться раскрываться.

Илья: Так получалось, что выпадающие карты совпадали с жизненными событиями и с образами, которые в душе. А разбор того, что изображено на картах, помогает разобрать по полочкам и жизненные ситуации. Курс помогает и развитию коммуникации, учит правильно формулировать мысли.

Карина: Подчас возникал вопрос, случайны или реальны эти совпадения карт с моим внутренним миром? Это была интересная работа.

Анна Солодова, ведущая курса, член команды «Русского Дома»: Каждый видит в карте что-то свое, значит, каждый может рассмотреть в картинке что-то, связанное конкретно с собой, найти ответы на свои вопросы. Кстати, на одном из занятий Павел предложил самим участникам побыть в роли ведущего, задавать вопросы другим участникам, и это была одна из самых теплых встреч за метафорическими картами. Этот курс – работа с подсознанием. Порой попадались карты, которые затрагивали важные струны души, не все готовы были говорить, но отмечали, что разговор помог разобраться в себе, а это главное.

Занятия по развитию аналитического и ассоциативного мышления и развитию эмоционального интеллекта помогали прокачивать в себе умения анализировать, ощущать широкую гамму эмоций, изучать свое и чужое эмоциональное состояние.

Андрей: Мы изучали и разбирали самые разные произведения искусства. Это были и голландские художники, и русские картины, работы разных жанров. Например, «Явление Христа народу», «Сватовство майора». Мы обсуждали персонажей, выражения их лиц, роли, позы.

Илья: В натюрмортах мы искали тайный смысл предметов.

Карина: Такие занятия помогают обрести осознанность. Можно просто существовать в ситуации, а можно заметить много деталей, сделать выводы. Научиться говорить комплименты, с кем-то подружиться, а с кем-то лучше не пересекаться. Катя Дбар, ведущая курса, все время обращала наше внимание на то, чтобы смотреть на выражение лиц героев картины. Хочется углубляться в тему и в такие размышления. Например, анализируя картину с карточным шулером, изображенным на ней, мы выяснили, что по лицу можно определить, обманывают тебя или нет. Это помогает и в жизненном общении – мы учились смотреть на выражения лиц, на позы, оценивать эмоции людей. Научились обращать внимание на мелочи.

Павел: Эти занятия помогают развивать интуицию и учат привычке анализировать. Иначе, по-новому воспринимать привычные вещи. Кроме того, полезны они были и с познавательной точки зрения: мы узнали много новых картин, расширили свой кругозор.

«Смыслы и ценности нашей жизни» и занятия по развитию осознанности: занятия помогли научиться лучше понимать себя, свои порывы, владеть собой и своими поступками и эмоциями, а также осознанно проживать ситуации.

Андрей: было интересно глубже познакомиться с теорией осознанности. Мы изучали и обсуждали цитаты психолога Виктора Франкла, которые нам читала Аня (Анна Солодова, ведущая курса. – ред.).

Катя: Эти занятия помогли нам научиться присутствовать в моменте, быть здесь и сейчас. Например, наша «Осознанная прогулка» в Аптекарском огороде: мы старались обращать внимание на то, что вокруг нас. Не витать в мыслях, а ощущать себя в ситуации. На прогулке дышать воздухом, чувствовать тепло или прохладу, видеть цветы, бабочек. А еще было интересно слушать другие мнения, иногда даже не подумаешь, что вот так можно решить какую-то ситуацию. Опыт других оказывался полезным, его можно брать на вооружение. Полезно, когда видишь не 1-2 варианта решения, а больше. Я стала более осознанной. Раньше даже на занятиях я могла находиться в своих мыслях, отвлекаться. Сейчас я больше углубляюсь в тему. Я научилась следить за своим поведением. Действиями.

Павел: Появляется осознанность в понимании себя. Когда я выполнял задание Камиллы (Камилла Шамансурова – ведущая психологических занятий. – ред.), я анализировал свои собственные жизненные ситуации, стало понятно, как не делать в будущем ошибок. То есть занятия на одном курсе помогли лучше справляться с заданием по другому курсу.

Александра Сошникова, член команды «Русского Дома»: Эти занятия помогают включать саморегуляцию. Занятия проходили в дружелюбной обстановке, атмосфере дискуссии: мы могли поделиться сложными ситуациями, но при этом учились относиться к ним и с юмором. Или, допустим, найти в негативной ситуации положительные моменты.

Танцевально-двигательные занятия «Болливудские танцы»: индийские танцы и музыка помогли участникам занятий научиться чувствовать свое тело, развивать актерское мастерство, слышать себя и свои эмоции.

Катя: Это были необычные занятия. Мы узнали о смыслах различных действий и жестов в индийских танцах, каждое движения там что-то значит, и это было для нас открытием. В ходе занятий мы также узнавали о различных традициях Индии, знакомились с национальными музыкальными инструментами, с бытом. Сами танцы сложны с точки зрения координации движений, но это интересно. Занятия развивают внимание. А еще захотелось чаще включать музыку и танцевать: я начала дома разучивать движения под музыку, и получается все лучше.

Илья: Мне вспоминались дискотеки школьных лет, и это были позитивные воспоминания. Движения не всегда получались, но заниматься нравилось, это приносит удовольствие. Мы мало двигаемся, а такая разминка очень полезна. Плюс музыка и красивые движения – это улучшает настроение.

Карина: На этих занятиях мне вспоминались прежние времена, мои занятия танцами, было приятно.

Андрей: Мне было сложно включиться, но я рад тому факту, что другим ребятам помогают такие занятия.

Занятия на развитие аналитического, ассоциативного мышления и внимательности «Антикварные загадки»: в ходе таких занятий участники обсуждали предназначение различных необычных предметов. Занятия помогают развивать и логику, и ассоциативное мышление, умение думать нестандартно.

Катя: На этих занятиях мы вместе обсуждали и анализировали, для чего же может быть использован тот или иной предмет. Оказалось, большую роль играют детали. Удалось узнать много нового. Мы познакомились с необычными вещицами (например, блохоловка), побывали в онлайн-формате в Музее Фаберже. На занятиях что ни день, то были новые открытия. Я научилась смотреть на разные ситуации с неожиданных сторон и теперь применяю этот подход.

Илья: Было любопытно угадывать, что же это за предмет. Татьяна Юрьевна очень интересно ведет занятия, поддерживает наши версии, подбрасывает новые мысли. На каждом занятии мы испытывали удивление и восторг.

Андрей: Иногда получалось угадать предмет сразу, а иногда ведущая задавала наводящие вопросы. Участники проявляли интуицию, у многих хорошо получалось. Такие занятия отлично разминают мозги: задействуется и воображение, и аналитические способности. Иногда после этих занятий ощущалась усталость, но она была приятной, потому что интересно. Антикварные загадки помогают и избавиться от скованности, мыслить более широко. Развиваются «забитые» части мозга.

Александра Сошникова: Андрей стал одним из лидеров по разгадыванию загадок, возможно, этому помогает аналитический склад ума.

Ролевые игры: формат занятий помогал в ходе разбора практических реальных ситуаций развивать навыки эмпатии, корректировать свое поведение, учиться взаимодействию с другими людьми. Татьяна Юрьевна предложила нам целый ряд ситуаций на рабочем месте, а Анна Солодова – на развитие эмпатии.

Андрей: Было трудно играть, вжиться в роль, примерить на себя роль чужого человека. Но в ходе занятий и разбора ситуации было интересно, порой мы заходили в различные тупики и разбирались с ними. Например, разбирая конфликтную ситуацию на рабочем месте, мы учились взаимодействовать с учетом иерархии и субординации на рабочем месте. Думаю, ролевые игры помогут взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях.

Катя: На одном из занятий мы разбирали тему эмпатии. Эмпатию трудно выражать словами. Нужно уметь вникнуть в эмоциональное состояние другого человека, понять его, и сочувствовать, совершая какое-то реальное действие. Мы научились правильно проявлять заботу о человеке. И даже освоили некоторые практические навыки (например, как помогать лежачему человеку на улице).

Карина: Чувствую, что благодаря этим занятиям я стала смелее, перестала стесняться заботиться об окружающих. Я поняла, что это нормально, что этого люди ждут.

Илья: Я вспомнил свои практические ситуации из жизни, и это помогло мне лучше войти в роль строгого владельца оптики на одном из занятий. Этот курс помог научиться находить решение той или иной проблемы.

Анна Солодова: Стоит заметить, что наработанные навыки ребята начали применять и в жизни. Например, Катя освоила метод проявления эмпатии и стала вести себя более заботливо и на практике.

Клуб взаимной поддержки «Равный – равному»: на встречах клуба участники учились друг у друга выражать мысли, высказывать открыто свое мнение, слушать и слышать друг друга, уважая различия между собой и одновременно схожие жизненные моменты.

Александра Сошникова: На этих занятиях применяется принцип равного консультанта: когда человек изнутри знает проблему, ему легче поделиться тем, как ее решать.

Карина: Мы находились в честной открытой ситуации, открыто обсуждая различные жизненные ситуации.

Катя: На мой взгляд, принцип «Равный – равному» — это отношение к человеку как к целостной личности, без зацикливания на каком-то его одном качестве или проблеме. На занятиях мы вместе разбирали разные проблемы. Например, обсуждали термин «инфантильность» или разбирали тему агрессии. Татьяна Юрьевна направляет нас, задает вопросы, иногда делится своим мнением, а мы делимся своими жизненными ситуациями.

Мы не можем в одной статье описать все, что происходило в реабилитационной программе Русского Дома в этот насыщенный уходящий от нас 2022. Но главный вывод, которые делают участники «Русского Дома», — новые направления, в которых с помощью Русского Дома они работали над собой в течение 2022 года, помогли прокачать самые разные навыки. А главное пожелание – продолжить такую работу и в 2023 году.

Русский Дом от всего сердца благодарит всю команду – Анну, Екатерину, Александру, Камиллу, Марину, Ольгу Петровну, Татьяну Юрьевну — за отличную работу в 2022 году!

Мы сердечно благодарим Фонд Президентских грантов за финансовую поддержку нашего проекта «Распахни окно в мир!», который мы реализовывали в 2022 году. За поддержку, которая позволяет нам делать жизнь людей с проблемами психического здоровья лучше, ярче, интереснее и наполненной смыслом. Вместе мы и правда открываем для подопечных Русского Дома и Социального Дома «Богородский» самое настоящее окно в мир!

#президентскиегранты#ФондПрезидентскихГрантов #ПрезидентскиеГранты