Реабилитационный центр

АНО ЦСИ «Русский Дом» является благотворительным центром социальной и трудовой реабилитации, который работает в соответствии с реабилитационной моделью (подходом) «Клубный Дом». Каждые 3 года Русский Дом успешно проходит через процедуру международной сертификации своей реабилитационной программы и подтверждает, что качество его работы находится в полном соответствии с принятыми Международными стандартами для программ «Клубный Дом». В 2019 году Clubhouse International также высоко оценил деятельность Русского Дома: мы получили очередной сертификат соответствия на 3 года. Это сертификат самого высокого уровня.

К реабилитационному центру Русского Дома прикреплены на пожизненной основе 68 человек, в основном это люди с инвалидностью 1-2 группы по психическому заболеванию. В настоящее время прием новых участников реабилитационной программы не осуществляется, поскольку программа полностью укомплектована.

Русский Дом реализует следующие компоненты модели «Клубный Дом»:

Дополнительно Русский Дом предлагает программу здорового образа жизни и программу реабилитации творческой деятельностью.

Программа дневного посещения

Программа дневного посещения Русского Дома работает по будням 5 дней в неделю с 10 до 17 часов и является структурным ядром всего реабилитационного процесса и Клубного Дома в целом. Она основывается на совместной осмысленной деятельности, в рамках которой, с одной стороны, душевнобольные, участвующие в программе (члены Клубного Дома), приобретают новые или восстанавливают утраченные навыки повседневной бытовой и несложной трудовой деятельности, а с другой, в рамках этой осмысленной деятельности между ними складываются и развиваются осмысленные взаимоотношения и они учатся взаимодействовать друг с другом.

Осмысленной деятельность является потому, что все задачи, которые участники реабилитационной программы и сотрудники выполняют вместе, нужны для самого Клубного Дома, в целом для сообщества тех, кто получает помощь в реабилитационной программе, или для отдельного участника этой программы. В Клубном Доме нет никакой отвлеченной или искусственно созданной деятельности. Вся деятельность возникает из понятных каждому реальных потребностей и потребностей социума (т.е. в данном случае всей организации в целом). Необходимость приготовления обеда хорошо понятна и очевидна всем, равно как и сопутствующие ему виды деятельности (планирование меню, покупка продуктов в магазине, отчетность по чекам, приготовление пищи, уборка со столов, мытье посуды). Также понятно, почему необходимо поддерживать связь с отсутствующими (путем звонков домой или визитов) – ведь одной из потребностей каждого человека является его желание ощущать свою сопричастность и принадлежность к коллективу, группе людей, разделяющих его взгляды, да и просто знать, что происходит в программе во время их отсутствия. То же самое можно сказать о необходимости организовать досуговое мероприятие или подготовить необходимые материалы к очередному занятию английским языком и о многих других видах деятельности в Клубном Доме.

Таким образом, в программе Клубный Дом, в отличие, например, от трудовых мастерских, используются не любые виды деятельности, а лишь те, чья значимость очевидна для сообщества членов Клубного Дома.

Другой особенностью деятельности в Клубном Доме является ее структурированность (поэтому программу дневного посещения иногда называют программой упорядоченного рабочего дня): каждый рабочий день в Клубном Доме начинается с утренней планерки, на которой обсуждаются дела на текущий день и планируется, кто будет в них участвовать, и завершается вечерней планеркой, на которой подводятся итоги. Вся деятельность в программе дневного посещения организуется таким образом, чтобы в процессе ее выполнения участники программы приобретали бы новые или восстанавливали утраченные навыки повседневной бытовой и несложной трудовой деятельности, а также навыки социального взаимодействия. Фактически, большая часть дневной программы основана на разнообразных неформальных индивидуальных или минигрупповых тренингах навыков.

Неформальные практические тренинги навыков проводятся ежедневно в соответствии с подходом, который можно обозначить как «обучение через осмысленную деятельность». Как показывают исследования, по сравнению со всеми остальными методами обучения обучение в условиях реальной ситуации, требующей решения понятной и совершенно реальной, пусть и небольшой, задачи, является наиболее эффективным для людей с проблемами психического здоровья. Они проходят в индивидуальном порядке или в мини-группах по 2-5 человек. Все они осуществляются в рамках выполнения конкретной поставленной задачи, например, планирования и покупки продуктов в магазине, приготовления обеда для пришедших в Клубный Дом участников и самого себя, написания статьи в газету или журнал, подготовку тех материалов, которые необходимы в повседневной деятельности Клубного Дома (распечатка приглашений и объявлений о мероприятиях, протоколов планерок и дискуссий, листов учета посещаемости, анкет, списков членов программы, ведение баз данных, учет потребленных продуктов и т.д.). Это делает выполняемую деятельность осмысленной, придает ей реальную, практическую важность и значение как в глазах тех, кто ее выполняет, так и в глазах окружающих. В Клубном Доме сотрудники и его члены, фактически, просто «проживают» вместе определенные ситуации и совместно действуют, принимают решения в реальных, а не вымышленных или специально смоделированных учебных ситуациях. Это не «подготовка» к будущей жизни, а сама жизнь.

Такой подход к тренингам дает возможность получить 3 основных результата, важность каждого из которых для социально-трудовой реабилитации душевнобольных невозможно переоценить, а именно:

1. хорошо освоенные и усвоенные навыки,

2. повышение мотивации членов Клубного Дома к дальнейшему обучению и освоению новых, более сложных и разнообразных навыков и умений,

3. а в более широком плане — решение целого спектра сугубо реабилитационных задач по преодолению или минимизации последствий и проявлений психических расстройств (вовлечение в полезную и реальную деятельность в течение дня, которая дает возможности для самовыражения; снятие внутренней тревожности и напряжения; приведение самооценки к адекватному и реалистичному уровню; умение сформулировать и логично изложить свои мысли; формирование или улучшение целенаправленности, концентрации внимания; тренировка моторики; мобилизация волевых функций; умение работать и общаться в группе; развитие когнитивных способностей).

Эти ежедневные практические тренинги направлены на восстановление или выработку навыков повседневной жизни и самообслуживания (приготовления пищи, работы с различной бытовой техникой, обращения с деньгами и планирования покупок, гигиены и уборки), а также базовых трудовых навыков (работы курьером, работы на различном офисном оборудовании — ксероксе, компьютере, МФУ, сканнере и т.д., — умения вести деловой разговор по телефону и др.). В рамках программы дневного посещения осуществляются и все остальные реабилитационные интервенции – обучающие курсы, помощь учащимся в колледжах и ВУЗах, реабилитация творческой деятельностью, подготовка к трудоустройству и поиск рабочих мест и пр.

 

Образовательная программа

Образование и трудоустройство — это не только источник дополнительных знаний и умений, но и один из путей активизации людей с проблемами психического здоровья, повышения их эмоционально-психического тонуса, сниженного из-за болезни, повышения их социальной компетенции и уровня адаптации. В ряде случаев, когда трудоустройство не может выполнять эту функцию в силу степени заболевания, обучение может выступать в качестве хорошего замещения. Во многих случаях образование открывает более перспективные возможности для дальнейшего трудоустройства и может стать хорошим переходным этапом к нему.

Поэтому мы придаем особое значение и постоянно пытаемся мотивировать подопечных Русского Дома к участию в образовательных инициативах, как реализуемых непосредственно самим Русским Домом (тренинги социальных, трудовых навыков и навыков повседневной жизни, курсы компьютерной грамотности, курсы английского языка), так и пользоваться образовательными возможностями за его пределами, включая краткосрочные курсы и тренинги, обучение в средних и, в ряде случаев, в высших учебных заведениях. Для желающих учиться в обычных учебных заведениях, Русский Дом обеспечивает специальную программу индивидуальной поддержки. Например, если у обучающегося в колледже участника реабилитационной программы нет домашнего компьютера, то он приходит в Клубный Дом для выполнения домашних работ, может использовать клубдомовский интернет для поиска необходимой литературы и т.д. Кроме того, другие участники программы и сотрудники оказывают помощь в выполнении работ, решении задач, написании рефератов и т.д. Особый акцент делается на работе со страхами и тревожностью обучающегося и его мотивации к продолжению учебы.

На момент прихода в Русский Дом 93% участников программы нигде на работали и не учились. 15% начали или продолжили свое образование в обычных учебных заведениях — курсах, колледжах и ВУЗах. 3 участника реабилитационной программы Русского Дома поступили и успешно закончили ВУЗы – Литературный институт им. М.Горького, Финансовую академию и Станко-инструментальный институт. 1 участник при поддержке Русского Дома поступил в колледж по специальности «Документоведение, делопроизводство и архивное дело» и сейчас закончил 2 курс обучения.

 

Программа трудовой реабилитации и адаптации с последующим трудоустройством

Эта программа охватывает три этапа: собственно реабилитационный этап, переходный этап (трудоустройство с поддержкой) и этап самостоятельной трудовой деятельности.

Первый осуществляется непосредственно в реабилитационном центре в рамках программы дневного посещения, которая фокусируется на вовлечении участников в активную осмысленную деятельность. Участие в ней позволяет им выработать и начать применять на практике, в знакомой для них и щадящей атмосфере реабилитационного учреждения, навыки, необходимые на рабочем месте: регулярное посещение, пунктуальность, умение выполнять поручения и получать требуемые результаты, сотрудничать с другими людьми на рабочем месте и т.д. Кроме этого, они приобретают базовые навыки, необходимые для самостоятельной жизни в обществе (простые навыки повседневной жизни, самообслуживания, гигиены, обращения с деньгами и т.д.) и трудовой деятельности (умение печатать тексты, вводить данные в компьютер, готовить пищу, убирать помещения, исполнять курьерские обязанности, выполнять канцелярскую работу и т.д.). Одновременно, пребывание в социальной среде реабилитационного центра, где их ждут, где они необходимы, где их качества, способности и достижения ценятся остальным коллективом, приводит к восстановлению чувства собственной значимости и повышают уверенность в своих силах, заглушенную болезнью и социальной изоляцией. Сотрудники мотивируют участников программы к активному участию в ее деятельности и будущему трудоустройству, а также проводят необходимые индивидуальные и групповые коррекционные мероприятия. Регулярно проводятся заседания «Клуба по трудоустройству». На них обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с трудоустройством, например, документы, необходимые для трудоустройства, типы организаций – работодателей и специфика работы в государственных, коммерческих и некоммерческих организациях, ожидания от трудоустройства, поведение на рабочем месте, коммуникативные навыки, которые необходимо развить для успешного трудоустройства, юридические аспекты трудоустройства, недобросовестные работодатели и многие другие вопросы, напрямую связанные с трудоустройством.

Второй этап – это трудоустройство с поддержкой через, так называемые, промежуточные рабочие места (ПРМ), которые являются переходной стадией от реабилитационного этапа к этапу самостоятельной работы. О предоставлении ПРМ с работодателем договаривается реабилитационный центр. Они предоставляются в реабилитационных целях, и на каждом душевнобольной работает временно (6-9 месяцев) на неполном рабочем дне. Работодателями являются обычные организации и предприятия. Сначала на рабочее место выходит социальный работник Русского Дома, знакомится с работой и коллективом, после чего выводит на него участника реабилитационной программы и обеспечивает ему т.н. трудовое сопровождение. В ходе него социальный работник обучает душевнобольного его обязанностям, знакомит с коллективом и помогает ему установить взаимоотношения с другими работниками, помогает построить работу, мотивирует его овладевать необходимыми навыками для ее выполнения, некоторое время работает вместе с ним и постепенно оставляет его работать самостоятельно. Затем он поддерживает регулярные контакты с душевнобольным и его работодателем по телефону или, в случае необходимости, встречается с ними. Раз в 3-4 недели он делает визит на рабочее место. ПРМ характеризуются достаточно высоким уровнем поддержки работающим на них душевнобольным со стороны реабилитационного центра. Они дают им возможность попробовать свои силы на реальном рабочем месте, повышают их мотивацию и стимулируют желание привести имеющиеся у них навыки в соответствие со стандартными требованиями, предъявляемыми к работникам. Работа на нескольких ПРМ позволяет душевнобольным приобрести или восстановить утраченную уверенность в своих силах, укрепить трудовую и социальную компетентность, построить трудовую биографию и, в конечном итоге, вернуться к трудовой деятельности. Подопечным Русского Дома предоставляли рабочие места с поддержкой такие работодатели, как МГУ имени М.В.Ломоносова, ООО Нестле, Saatchi&Saatchi, МРОО «Равные возможности».

И, наконец, 3-м, заключительным этапом трудоустройства является этап самостоятельной трудовой деятельности — независимые (от реабилитационного центра) рабочие места. С помощью реабилитационного центра или самостоятельно участники программы находят рабочие места, где работают практически самостоятельно или с минимальной поддержкой со стороны Русского Дома.

На момент прихода в Русский Дом 93% участников программы нигде на работали и не учились. 32% всех членов Русского Дома и 46%, если считать только тех, кто активно и регулярно участвовал в реабилитационной программе, получили опыт трудовой деятельности или продолжают работать: 13% — на промежуточных и групповых рабочих местах; 7% — на местах с поддержкой; 22% — на независимых (самостоятельных) рабочих местах.

 

Индивидуальное социальное сопровождение

Сотрудники курируют участников реабилитационной программы по широкому спектру вопросов и проблем, с которыми они сталкиваются в реальной жизни (куда обратиться и как получить дотацию, как собрать необходимые документы для получения льгот, куда обратиться за более специализированной медицинской или психологической помощью, как защитить свои права в какой-либо инстанции и т.д.). В случае необходимости, куратор вместе с участником реабилитационной программы (членом Клубного Дома) ходит по необходимым инстанциям и на практике помогает решению его вопросов. Кроме того, Клубный Дом занимается оказанием помощи по конкретным бытовым проблемам участников реабилитационной программы, например, помощью в организации ремонта квартиры, установки счетчиков и их поверки и т.д. Особенно активно индивидуальным социальным сопровождением пользуются одинокие самостоятельно проживающие подопечные Русского Дома.

Среди того, что сделано в этом направлении Русским Домом, можно упомянуть такую поддержку, как организацию ремонта квартиры и проведение закупки стройматериалов для одного из участников программы; защита его интересов в разрешении правового спора с компанией по установке счетчиков на воду; помощь в ремонте санузла; покупке и установке входной двери; организации консультации по соматическому заболеванию у специалиста в НИИ имени Вишневского; помощь в восстановлении субсидии на оплату коммунальных услуг; помощь в ремонте личного компьютера и др.

 

Социализация и досуг

Досуговый компонент программы следует рассматривать не столько как развлекательный, сколько как реабилитационный компонент, такой же важный для результатов реабилитации, как программа дневного посещения, трудовая реабилитация и трудоустройство, поддержка в получении образования. Правильно организованные и проведенные досуговые мероприятия являются инструментом улучшения социальной компетенции людей с психическими расстройствами и повышают уровень их социализации. Кроме того, они позволяют сотрудникам реабилитационной программы выстраивать с ее участниками более близкие личностно-ориентированные взаимоотношения, которые помогают в проведении собственно реабилитационных интервенций.

Досуговые мероприятия проводятся как в помещении Русского Дома, например, праздничные, так и в учреждениях культуры и спорта г. Москвы. Это и походы в боулинг, на аэрохоккей, музеи, выставки, концерты. В теплое время года проводятся выезды за пределы города. Так, в последнее время была замечательная экскурсия на первую в мире АЭС в г. Обнинске, экскурсия в Пафнутьев-Боровский монастырь, поездка на шашлыки к волонтерам и друзьям Русского Дома.

 

Дополнительные элементы программы «Клубный Дом»

Реабилитация творчеством является дополнительным аспектом реабилитационной программы «Клубный Дом», которая осуществляется в Русском Доме.

Широта показаний к применению, организационная простота, а также то, что посредством такой деятельности можно воздействовать на те области психики, которые не всегда доступны другим методам воздействия, делают ее одной из эффективных реабилитационных технологий. Занятия творчеством играют огромную адаптационную и реабилитационную роль, при этом задействуются и активизируются резервные механизмы и ресурсы человека. Творческая деятельность моделирует и закрепляет его позитивный опыт – чувствовать себя полноценным и востребованным человеком. В процессе занятий у человека с проблемами психического здоровья формируется целенаправленность, устойчивость и концентрация внимания, отрабатывается моторика, активизируется мыслительная деятельность, снимается внутренняя тревожность и напряжение, происходит десенсибилизация страхов, тренируется здоровая способность к мобилизации себя с тем, чтобы реализовать задание посредством положительного волевого усилия. Средства творческой деятельности, применяемые в реабилитации, разнообразны и включают занятия художественным, литературным, музыкальным творчеством, занятия фото- и видеосъемкой. Особое значение имеют занятия литературным творчеством, которые помогают превратить внутреннее беспокойство в конкретное, выраженное вовне. Через свое литературное творчество человек с проблемами психики становится более понятен самому себе, использует свое воображение в созидательном и реалистичном духе, а не в виде грез. Даже простое сочинение координирует и дисциплинирует ум. Описание семьи, друзей, событий помогает человеку с психическим расстройством стать более непринужденным по отношению к внешнему миру. Литературное творчество дает ему возможность основательно, не торопясь, узнать, понять, научиться анализировать а, значит, и лучше контролировать свое эмоциональное отношение и реакции.

В Русском Доме проводятся занятия различными видами декоративно-прикладного творчества (техника «декупаж», валяние, работа с бисером и др.). Ежегодно организуются циклы мастер-классов по живописи маслом. Их ведут профессиональные современные художники-импрессионисты. Планируется начать регулярные занятия адаптивной музыкальной культурой с профессиональными музыкантами. Некоторые подопечные Русского дома занимаются фото и видеосъемкой, а также литературным творчеством.

Работы наших ребят ежегодной участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках и ярмарках и получают заслуженную оценку со стороны зрителей.

Важно подчеркнуть, что в Клубном Доме эффект реабилитации творчеством многократно усиливается, поскольку она интегрирована в развернутую и целостную комплексную систему реабилитации, а не представляет собой отдельно взятые, вырванные из общего контекста всесторонней реабилитации занятия по типу кружков.